Загрузить еще

Киевский спаситель "Сикстинской Мадонны"

Сокровища в пыли и воде
 
 
В конце января 1945 года, когда советские войска широким фронтом двигались на запад, нацисты проводили секретную операцию "М". Ее зловещий смысл становился ясен из слов Геббельса: "Если мы будем принуждены уйти, то мы хлопнем дверью с треском, который потрясет человечество до конца его дней". Были вывезены в неизвестном направлении многие произведения искусства, хранившиеся в немецких музеях. Сокровища Дрезденской галереи тоже исчезли. Когда бойцы 1-го Украинского фронта вошли в саксонскую столицу, они увидели руины исторического города, разбомбленного вдребезги англо-американцами. И никаких следов "Сикстинской Мадонны" и других шедевров!
 
Младший лейтенант саперных войск Леонид Рабинович (став писателем, он взял псевдоним Волынский) был выпускником Киевского художественного института и хорошо разбирался в живописи. К тому же он свободно говорил по-немецки. Оказавшись в Дрездене, Леонид Наумович попробовал расспросить уцелевших жителей, не знают ли они, что стало с галереей. Немцы увидели, что человек действительно болеет за судьбу картин, и помогли ему добраться до наглухо замурованного подвала Академии художеств. Там по счастливой случайности удалось обнаружить сложенный вчетверо план с несколькими пометками. Это и был ключ к тайне.
 
Командование фронта поручило младшему лейтенанту провести поиск. Подробности были потом рассказаны в книге Леонида Волынского "Семь дней". Именно семь дней потребовалось небольшой поисковой группе для того, чтобы найти все шедевры. Бойцы разыскивали и вскрывали тайник за тайником согласно плану. В одном из них - сырой, заброшенной каменоломне - оказался ящик с "Сикстинской Мадонной". Другие знаменитые произведения, такие как "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, "Святая Инесса" Риберы, "Спящая Венера" Джорджоне, просто лежали вповалку в пыли, а прославленный "Динарий кесаря" Тициана валялся в залитой водой штольне!
 
 
 
Страшно вообразить, что стало бы с картинами, если бы Леонид Наумович оказался менее настойчивым, менее расторопным, менее удачливым. Вот что представлялось ему самому: "Долгие месяцы глухой темноты. Пыль. Забвение. Понемногу сырость забирается в мельчайшие поры холста. Капельки влаги размачивают грунт, и он разбухает, вспучивая и взрывая красочный слой. Осыпаются, умирают Рембрандт и Саския, Инесса. Меркнут просветленные краски Джорджоне, и шашель точит насквозь трехсотлетние доски малых голландцев. Тайна операции "М" сохранена... Однако сокровища Дрездена были вовремя спасены. Десять долгих лет реставраторы в Москве приводили пострадавшие картины в порядок, а в 1955-м их вернули германскому народу и вновь разместили Дрезденской галерее.
 
Писатель с улицы Руставели
 
В послевоенные годы вышло несколько книг писателя Леонида Волынского, посвященных искусству. Это упомянутые уже "Семь дней" (где рассказ о поиске картин перемежается с жизнеописаниями их создателей), а также "Зеленое дерево жизни", "Дом на солнцепеке", "Лицо времени", "Страницы каменной летописи". Для многих они оказались первым приобщением к миру живописи и архитектуры. Заметим, что писатель-фронтовик проявил себя не только мастером слова и тонким искусствоведом, но и смелым человеком. Он восхищенно писал о Ван-Гоге и импрессионистах в те времена, когда с высоких трибун обличали "формалистов". Без обиняков Волынский рассказал читателям о варварском сносе Михайловского Златоверхого собора в Киеве. 
На пятом этаже дома на улице Шота Руставели, 23, жил и творил писатель Леонид Волынский. Фото: автора. 
 
Писатель также одним из первых поведал о трагедии советских военнопленных. То была часть его собственной судьбы: осенью 41-го он попал на Полтавщине в окружение, оказался в неволе, но чудом выжил и сумел бежать. Происходившее в плену описано Волынским в повести "Сквозь ночь". Его друг, также писатель-фронтовик Виктор Некрасов, назвал ее лучшим, что есть на эту тему в советской литературе.
 
Вместе с Виктором Некрасовым, а также Николаем Дубовым и Михаилом Пархомовым Леонида Волынского относили к лучшим русскоязычным прозаикам нашего города. К сожалению, он первым из этой дружной четверки ушел из жизни - еще в августе 1969-го. Теперь о нем редко вспоминают. Между тем на улице Шота Руставели сохранился старинный дом № 23 неподалеку от "Кинопанорамы", где на пятом этаже много лет жил писатель. Будет справедливо, если на фасаде дома появится мемориальная доска в честь киевлянина, которому человечество обязано спасением "Сикстинской Мадонны". 
 
КСТАТИ
 
Мощи Cвятой Варвары хранятся во Владимирском монастыре 
Картина Рафаэля - главная жемчужина Дрезденской галереи.
 
Предстоящие праздники Нового года и Рождества Христова тесно связаны между собой - они отражают летоисчисление, начатое от рождения Младенца Христа. Изображение Богородицы (в католической традиции - Мадонны) с маленьким Иисусом на руках положено в основу многих замечательных произведений искусства. Едва ли не самое знаменитое среди них - "Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти, хранящаяся в Дрезденской галерее.
 
Написанная ровно пять столетий назад, "Сикстинская Мадонна" была создана Рафаэлем по заказу папы римского Юлия II. В ее строгую, уравновешенную композицию включены фигуры святых, пострадавших за веру, - священномученика папы Сикста II и великомученицы Варвары. Исполненный красоты и нежности образ Святой Варвары не может не привлечь внимания украинцев - ведь с давних времен именно в Киеве пребывают мощи великомученицы (ныне они хранятся во Владимирском соборе).
 
До середины XVIII века шедевр Рафаэля находился в итальянском городе Пьяченца, в алтаре церкви Св. Сикста (отсюда название картины), затем курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой Август III приобрел его для своей коллекции в Дрездене. С тех пор "Сикстинская Мадонна" считается драгоценной жемчужиной Дрезденской галереи. Много лет она хранилась в музейном зале, но в начале 1945 года покинула привычное место... и могла бы навеки исчезнуть, если бы не успешный поиск, проведенный советским офицером Леонидом Рабиновичем, будущим писателем Леонидом Волынским.